Конный Двор

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Конный Двор » Всё о лошадях » Упряжные лошади


Упряжные лошади

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сверчков Николай Егорович (1817-1898)
http://sr.gallerix.ru/1096332023/_RUS/740563989/

Тройка лошадей

Тро́йка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.

Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.

История русской тройки

Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.

Обычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.

С 1840-х годов на Московском ипподроме стали устраивать соревнования троек. В 1911 году тройку впервые увидели в Европе — в Лондоне на Всемирной Выставке. Коренником был рождённый в Хреновском конном заводе орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза[1], а пристяжными были верховые стрелецкие лошади [2]. Картина, на которой запечатлена та легендарная тройка находится сейчас в музее коневодства Тимирязевской академии в Москве. В советские времена тройки почти повсеместно стали составляться из орловских рысаков, выглядела такая тройка настолько шикарно, что даже дарилась в США официальными лицами. В 1982 году на международную конскую выставку-ярмарку «Эквитану» в Германии снова привезли русскую тройку светло-серых коней. Коренник — орловский рысак Пёстрый Палас, пристяжные — лошади терской породы — потомки стрелецких лошадей. Тройке присудили титул чемпионов «Эквитаны». В 1989 году советские конники привезли на «Эквитану» новую тройку — коренник орловец Вальс, пристяжные — терские лошади Цегель и Циэмир. Зрители аплодировали стоя этой тройке, когда все три лошади легко и свободно выписывали в манеже круги, «восьмёрки», повороты и другие элементы фигурной езды. Однако к 1990-м годам интерес к тройке в России упал настолько, что существование этой уникальной для России запряжки встало под угрозу гибели. Мастеров, умеющих управлять таким сложным видом запряжки осталось так же мало, как мало осталось и орловских рысаков.

Однако вовремя взявшиеся за дело энтузиасты и члены Российской ассоциации «Содружество», созданной в середине 1990-х годов во главе с А. М. Ползуновой спасли национальной достояние России. По инициативе «Содружества» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве.

Благодаря участию «Ассоциации» к спасению русских троек была привлечена даже Французская рысистая ассоциация во главе с графом Домиником д‘Беллегом. В 2000 году впервые в рамках «Дней Франции» на московском ипподроме, учреждённых на деньги французской стороны, был проведён дорогостоящий приз «Венсеннского ипподрома» для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре 2000 года русские тройки впервые продемонстрировали французской публике свою уникальную красоту и стремительный бег на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

С тех пор «Дни России» во Франции и «Дни Франции» в России стали постоянным событием на Московском и Венсеннском ипподромах, а тройки — постоянными участниками этих мероприятий. Так, в розыгрыше приза «Венсеннского ипподрома» в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек, которых пришлось разделить на два заезда, так как все семь троек (21 лошадь) не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//69/860/69860063_0a2fcf7396fc42379ba490019444ae22.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//69/860/69860075_19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22autor_id.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//69/860/69860097_4597b59b73bd83.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//69/860/69860186_orlovsky20.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//69/860/69860208_SAMOKISH23.jpg

2

http://img-fotki.yandex.ru/get/4507/121213085.8/0_71bc7_bcdfc355_L

equestrian.ru
Русская парная упряжка (на отлет)

29 декабря 2000

Ганулич, журнал Кони Петербурга

Автор: Ганулич, журнал Кони Петербурга

Парные упряжки бывают двух типов: дышловая и русская (оглобельная). Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада после польско-литовского нашествия в начале XVII века. Теперь она применяется главным образом в западной и южной России, а также во многих других российских городах. Русская парная упряжка имеет на Руси более давнее происхождение. Она применялась в центральной России, была в свое время весьма популярна, но теперь практически вымерла. Вот об этой упряжке, имеющей историческое значение, и пойдет речь.

Основу русской парной упряжки составляет русская одиночная (одноконная) упряжка, главными частями которой являются хомут с гужами, пара оглобель и дуга. Русская парная упряжка возникла в русском крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. Для более тяжелых плугов, распространенных в южной полосе страны, применялась преимущественно постромочная упряжка (двуконная, трехконная).

Для более легких плугов, применяемых в средней полосе, употреблялась оглобельная упряжка, но с добавлением второй "лошадиной силы". Вторую лошадь стали припрягать к одноконной упряжке сбоку, обычно слева. При этом пристяжная лошадь (коренник) запряжена точно так же, как в одноконной упряжке. Другими словами, упряжка коренника является оглобельной дуговой. Упряжка же пристяжной лошади относится к числу постромочных бездуговых.

Пристяжная лошадь, прилагая усилие к своему хомуту или же к шорке, тянет повозку за пару постромок. Хомут пристяжной лошади не столь массивен, как у коренника, почему и называется иногда хомутиком. Вместо гужей на нем располагаются мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются постромки. Что касается шорки, то она состоит из двух широких ремней, плечевого (шейного) и грудного, соединенных между собой двумя металлическими кольцами. к которым притягиваются постромки. Ремни эти подбиваются войлочными подушками, обтянутыми кожей. Чтобы удерживать плечевой и грудной ремни в положении, перпендикулярном друг к другу, их соединяют двумя косыми ремнями на пряжках. Шорка надевается на грудь и шею лошади.

Ременные или канатные постромки передними концами прикрепляются, как уже сказано, к мочкам хомута или к кольцам шорки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька (деревянного бруска). Валек подвешивается своей серединой на крюк ваги, которая укреплена неподвижно поперек передней части плуга или повозки. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, не участвует в изменении направления движения и торможении.

Иногда на спину пристяжной лошади с помощью подпруги ставится пристяжная седелка, называемая так же пристяжным троком. Она не несет такой нагрузки, как седелка коренника, и предназначена лишь для поддержки привожжека (одиночной вожжи), необходимого для управления пристяжной лошадью, а также правой постромки. На пристяжной подпруге слева имеется металлическое кольцо (для пропускания привожжека), а справа - ременная петля (для пропускания постромки).

Пристяжная шлея отличается главным образом тем, что вместо мочек для оглобель имеет с каждой стороны карманы или мочки для постромок.

Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. Вместо вожжей применяется упоминавшийся привожжек. Один конец его пристегивается к левому (наружному) кольцу удил, а другой держит в руках пахарь или возница. К правому (внутреннему) кольцу крепится особый ремень под названием чумбур, играющий роль поводка.

Чумбур предназначен для привязывания пристяжной лошади к левой оглобле коренника, а на стоянках - для привязывания пристяжной лошади к неподвижному предмету (столбу и т.п.). При пахоте коренник шел по вспаханному полю (бороне), а пристяжная лошадь - по целине. Так как плуг отваливает земляной пласт вправо (на борозду), то пристяжная лошадь припрягалась слева. Пахарь шел за плугом по второй борозде. Чтобы сделать тягу симметричной, оглобли располагали с одной, правой, стороны плоскости симметрии плуга, а постромки - слева.

Вслед за парной сельскохозяйственной упряжкой стала применяться и парная ездовая упряжка, известная по крайней мере с самого начала XVIII века.

Однако описанная система прикрепления оглобель для ездовой повозки оказалась непригодной. Дело в том, что на спусках без торможения сдерживающее усилие коренника будет приложено не симметрично, и повозка будет накатываться левой стороной вправо, сбивая коренника к правому краю дороги. При этом коренник инстинктивно поворачивается вполоборота влево и повозка накатывается к левой стороне дороги и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, которое будет удалено от оглобель, отражается более сильно на кореннике. На неровной местности эти толчки могу быть такими частыми и сильными, что сбивают коренника с направления движения (закачивают).

Поэтому для дорог более целесообразно укрепление оглобель по обе стороны плоскости симметрии повозки. Но при этом тяга пристяжной лошади, действуя с одной лишь стороны повозки (левой), стремится повернуть повозку в сторону коренника (вправо), которому приходится, кроме производства тяги, еще постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате коренник не может тратить все развиваемое им усилие на движение повозки, и часть полезной работы теряется.

Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону, а валек прикрепили к повозке, впереди ее передней оси. В этом случае тяга пристяжной лошади уменьшает стремление к повороту и, следовательно, наваливание оглобель на коренника. В идеальном случае тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через шкворень, то есть через вертикальную ось, проходящую по центру передней оси повозки (шкворень обеспечивает поворот передней оси колесной повозки). Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. Такая припряжка пристяжной лошади обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть, как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно. Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.

Описанная несимметричная упряжка получила название парной упряжки "на отлет". Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно эффективной (резвой) и эффектной (изящной). На пристяжную седелку, не имеющую скоб для чресседельника, стали в качестве украшения ставить фигурную головку, а иногда применялись и специальные седелочные звонки с нежным мелодичным звоном. В городах стали часто применять такие щегольские упряжки, особенно с 20-х годов 19 века. Для них устраивались специальные состязания на резвость. Требовалась специальная выездка пристяжной лошади, что составляло весьма трудную задачу. Стройно согласованные движения - размашистая, с высоким подъемом, рысь рослого коренника и правильный размеренный галоп легкой пристяжной лошади - представляют вместе одно гармоничное целое.

В крестьянском обиходе парная упряжка "на отлет" так же была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском). Кроме того, парная упряжка "на отлет" применялась на почте, в полиции, извозчиками, пожарными, помещиками.

Русская парная упряжка явилась основой для русской тройки.

Читать далее: http://www.equestrian.ru/813#ixzz2I48OV0h9


Вы здесь » Конный Двор » Всё о лошадях » Упряжные лошади